Steepler (Стиплер)
Фирма Steepler (Стиплер)
Компания Стиплер (англ. Steepler Ltd.) - настоящий остров благополучия первой половины 90-х, IT фирма, занимавшаяся разработкой и поставкой программного обеспечения, игровых приставок, компьютеров и комплектующих на рынок РФ, а так же оказанием разнообразных IT услуг. Известна нам прежде всего как поставщик приставок Dendy, основатель официального рынка видеоигр, а так же инициатор создания журнала "Видео-Асс Dendy" и передач "Денди - Новая реальность" и "Мир Денди" (уже с подачи дочерней фирмы Dendy). Спонсировала выпуски передачи "От Винта!". Запомнилась как локомотив, несколько лет тянувший в наши края видеоигровую реальность. По-сути, только благодаря Steepler на территории бывшего СССР узнали и полюбили игровые приставки. Слонёнка Dendy, символа компании знает каждый. Сильно разросшееся предприятие во второй половине 90-х обанкротилось, но некоторые её дочерние фирмы функционируют и в наши дни, например Steepler Graphics Center, отпочковавшаяся от Steepler Graphics Group в 1998 году.
Сначала был лишь хаос
О существовании целого семейства специализированных телевизионных игровых приставок, подключаемых к телевизору, на территории бывшего СССР открыто заговорили лишь в конце 1992-го года.
До этого памятного события из игровых приставок у нас были распространены только карманные электронные игрушки, "карманные землетрясения", (с)рисованные с зарубежных оригиналов. "Ну, погоди", клон Nintendo EG-26 Egg из серии Nintendo Game & Watch был самым популярным. А были ещё "Микки-Маус", "Весёлый Повар", "Тайна Океана" и десятки других портативок. Кому интересно - ищите в интернете их симуляторы, например здесь: pica-pic.com
К этому моменту уже набрали популярность игровые компьютеры - клоны Sinclair Spectrum, а так же отечественные "Вектор", "БК", "Микроша" и другие. Если кому-то в это время и приходили мысли о существовании специализированных игровых устройств, не требующих загрузки с кассетного магнитофона или дисковода, то относили их к области фантастики - зачем, спрашивается, делать столь узкоспециализированное устройство, если есть компьютер, на котором можно делать всё что угодно? Как мы узнаем в дальнейшем, фантастика стала реальностью. Помню себя, ярого приверженца Синтез-2 и Вектор 06Ц при виде Танчиков от Денди. Какие там компьютеры? Я не мог оторвать глаз от того, что творилось на экране, вот это геймплей!!!
Но сказать, что игровых приставок у нас не было совсем нельзя. С манящего Запада проникали консоли, правда, в основном это были дешёвые приставки Atari (и её клоны, например Rambo, со встроенными играми). А игры Atari 2600 потеряли актуальность ещё в 1983 году и уступали компьютерным.
Как грибы появлялись игровые залы с компьютерами Atari XE, но позволить держать дома эти игровые монстры было не по зубам рядовым жителям, да и не продавались они на каждом углу, а играть хотелось.
Идея ввоза в Россию современных игровых приставок не только висела в воздухе, но уже потихонечку воплощалась в жизнь. После развала СССР оформилась каста предприимчивых людей - "челноков", которые мотались в Турцию, Китай или Польшу, привозя различные товары. Уже в конце лета 1992 года в Москве появились торговые точки, в которых не только продавались приставки, но и осуществлялась поддержка покупателей. В частности, по заказам постоянных клиентов "челноки" привозили новые игры и дополнительную периферию.
Но этот хаос в один прекрасный день упорядочился.
Денди-Денди...
В декабре 1992 года на телеэкранах регулярно стала появляться странная реклама – слонёнок в кепке прыгал на фоне кирпичной стены, а затем звучала песня «Денди-Денди, мы все любим Денди! Денди! Играют все!». Никаких телефонов, никаких адресов магазинов и пояснения того что это такое вообще, не было. На этапе становления капитализма непонятной рекламы хватало. Я до сих пор запомнил "Сэлдом" - так и не узнал, что за этим словом скрывалось.
Месяца показа слонёнка по телевидению хватило, чтобы разогреть неискушенных телезрителей основательно, и когда в этой же рекламе появился телефон (095) 245-19-96, его буквально оборвали звонками.
Выяснилось, что речь шла о новой электронной игрушке для детей, и совсем скоро её будут продавать в фирменном магазине, в Москве на Красной Пресне. Недоумение и любопытство людей можно было понять - с какого кипариса так кричать об электронной детской игрушке, если их итак хватало, на дворе 20-й век всё-таки! Тем не менее, всему, что произносится с голубого экрана тогда свято верили, так что открытие магазина поджидали с нетерпением.
Заказчиком рекламы была московская фирма «Стиплер» (от англ. Steepler - «лошадь, приученная к скачкам с препятствиями» - в отличие от обычных скаковых лошадей, стиплер – это лошадь, приученная к трудностям.)
Steepler - начало
Созданная выходцами из мехмата МГУ, Андреем Чеглаковым, Максимом Селивановым, Владиславом Улендеевым, выпускником МИФИ Андреем Андреевым, а также гражданином Германии Райнером Михлом в январе 1991-м года, компания «Стиплер» занималась поставками на российский рынок компьютерного оборудования и техники.
Я бы очень хотел поддержать "официальную" версию о том, что недавние студенты благодаря своим выдающимся способностям и любовью к играм, с помощью германского друга (а пишут, что именно он вложил в бизнес более $2 млн. долларов) открывают успешную компанию, развивающуюся в геометрической прогрессии, но это не совсем так.
Ребята, говоря современным языком, уже "были на бабле", и родители у них были "правильные". Мажоры разъезжали по заграницам и в общем-то, никак не напоминали невыспавшихся челноков, о которых я писал выше. Зато у них были все возможности срубить на молодой России деньжат, как у нас принято, чтобы сразу 500% прибыли, что они и сделали. Нет. Это не рядовые коммерсанты - молодые люди были действительно образованными и выдающимися, я всего лишь хочу, чтобы их не канонизировали ещё при жизни, как это делают в сети.
В 1991 году Hewlett-Packard приняла решение об изменении своей партнерской политики в России, и Стиплер попал в сферу их интересов. В то время как многие торговали мониторами и компьютерами, "Стиплер", став дистрибьютором HP, занялся по тем временам экзотикой - лазерными принтерами, которые на фоне дешевых матричных тогда продавались плохо. Компания могла себе такое позволить, вспомните цены на лазерные принтеры в начале 90-х!
Но не думайте, что молодыми людьми двигало только желание получения прибыли. Сфера разработки и поддержки программного обеспечения, судя по-всему, искренне интересовала, минимум двоих из них, поэтому, фирма развивалась сразу в нескольких направлениях.
И в "Стиплере" был создан многопрофильный отдел ПО, который занимался русификацией Windows 3.x, разработкой кириллических шрифтов и другими направлениями. Параллельно разрабатывались решения, не связанные с принтерами, и в 1992 г., задолго до наступления эпохи оффшорного программирования, компании удалось продать свои электронные таблицы фирме Corel.
Созданная ими структура в Сбербанке РФ на базе компьютеров от HP работает до сих пор – если вы когда-нибудь смотрели на компьютер кассира, то могли увидеть там чистый DOS (точнее внешне похожую на DOS операционную систему SCO, на основе Unix) – это устаревшая техника, но в 1992-м году она была сверхсовременной.
«Стиплер» поставлял ПО в банк «Менотеп», сотрудничал с «Инкомбанком», даже для администрации президента они осуществляли проект автоматизации.
"Стиплер" первой из российских компаний открыла свой офис на Тайване, что дало возможность расширить ассортимент и снизить уровень закупочных цен. Там же были налажены связи с производителем приставок-клонов Famicom.
Steepler рос и развивался бешеными темпами и вскоре бизнес пришлось делить на дочерние компании. Так возник Steepler Graphic Center, специализирующийся на компьютерной графике, Steepler Trading, занимавшийся поставками оргтехники и даже обучающий центр Steepler, готовивший программистов и системных администраторов.
Компания своей известности во-многом обязана созданному бренду «Dendy». Именно под ним продавались NES/Famicom совместимые приставки, ввозимые из Тайваня.
Но «Стиплера», перспективнейшей компании как-то быстро не стало. Что случилось мы узнаем далее.
Как преумножить миллионы
Ещё до Денди, до Стиплера, до развала СССР, даже ещё до образования СССР была компания Nintendo. Создаётся впечатление, что эта фирма была всегда. Контора цепко держалась за сферу своих интересов - индустрию видеоигр, выпуская собственные игровые приставки (NES, Famicom), и борясь с пиратами всеми доступными средствами. В американские версии NES (Nintendo Entertainment System), выпущенной позже Японской сестрички Famicom был встроен специальный чип для защиты от пиратства: 10NES. Этот чип не позволял запускать картриджи, не подписанные у Nintendo. В японской версии консоли никакого чипа не было и в помине. Именно эту версию и взяли тайваньцы на вооружение. Чудеса реверсивной инженерии родили систему NES-ON-CHIP – фактически железячный эмулятор Famicom.
Как и все эмуляторы, он был не идеален, но зато позволял очень сильно удешевить производство – вместо кучи процессоров и распайки на материнской плате присутствовал лишь один чип. Себестоимость Famicom приближалась к $50, в то время как китайцы могли штамповать свои приставки за $25.
Некоторые игры на такого рода приставках просто не шли или запускались с ошибками – менялась палитра, цвета или звук, могли наблюдаться тормоза. Но всё-таки большинство игр работало, тем более что китайцы постоянно совершенствовали производство.
Именно такую видео-игрушку «Стиплер» ввозит в страну, заключив долгосрочный контракт с тайваньской фирмой. Название партнёра не разглашается (Micro Genius?). Как сообщил начальник отдела видеоигр компании Виктор Савюк, фирма вложила в видеоигровой бизнес уже около $1 млн. Единственное отличие консолей от Famicom (помимо логотипов со слоном) - отсоединяемые джойстики, использовавшие стандартные разъемы, как у Atari 2600 и встроенный модуль PAL/SECAM – для того, чтобы на отечественных телевизорах можно было играть в цвете.
С точки зрения «Стиплера» этот бизнес полностью легален – они сами не производят ничего, лишь поставляя готовый товар от китайцев.
«Денди», а именно так назвал свою консоль «Стиплер», ждёт бешеный успех. Невиданное доселе развлечение на обычном телевизоре полностью захватывает сердца и сознание людей. Торговую марку Dendy постигла судьба таких брендов, как Xerox, Scotch или Jeep — этим словом в 90-е в России называли все игровые приставки вообще.
Денди рекламировали повсеместно - на телеведении, в бумажных изданиях, подключали к этому и "звёзд", например Олега Газманова.
Бренд был настолько "привит" всем, что когда я, уже в 1995 году отправился покупать Денди на вещевой рынок (в нашей деревне фирменных магазинов не было), мне предложили какой-то его китайский аналог, с другим названием, и со словами, что это тоже Денди. В ту пору Денди называли все 8-ми битки (про NES и Famicom никто и не слыхивал). Я отказался покупать не-Денди (в моём понимании, всё, что без слонёнка не заслуживает доверия), а спустя несколько дней купил Dendy Junior II, правда, цена его была заметно выше...
Но, вернёмся к истории. Консоли в Москве продавалась в том самом фирменном магазине, о котором мы узнали из рекламы (Красная Пресня, д. 34), за 39000 рублей (примерно $94 на конец 1992-го) и раскупалась моментально – это при средней зарплате по стране в 120000 руб.
В первоначальный комплект приставки входят: джойстик, картридж с 4 играми и талон на каталог новых игр. Заполнив этот талон, можно отправить его на адрес фирмы, после чего по почте придет новый бесплатный каталог игр. Стоимость картриджей составляла 1-5 тыс. руб. в зависимости от класса записанных на них игр. Дополнительно продавались световые пистолеты (5 тыс. руб.) и игровые джойстики.
Сеть расширяется, открываются фирменные магазины на ул Петровка, д. 12, а позже и в переходе к ГУМу с Площади Революции/Театральной на Красную Площадь. Представьте даже примерно, сколько стоит аренда 250 м2 помещения на Лубянке? Аренда в таких "горячих" местах стоит колоссальных денег, но она того стоила.
С момента появления Dendy, российский рынок видеоигр развивался столь бурно и неожиданно, что фирме пришлось основательно скорректировать свою маркетинговую политику. Половину покупателей нового для России товара уверенно оттянул на себя "серый" рынок продукции китайского производства. Поэтому руководство Steepler решило переманить клиентов "серого" рынка, выпуская более дешевые приставки. Снизить цены удалось за счет выпуска варианта Dendy, у которого несколько сужены возможности.
Новая модель Dendy Junior (с конца июня 1993 года) с несъемным джойстиком и с ограниченным по своим возможностям световым пистолетом не позволяла подключать другую периферию, зато имела гарантию пол года и цену 28 тыс. руб.
В комплект модели Dendy Classic (сделанной на базе уже продающейся приставки) при сохранении прежней цены стал входить световой пистолет, два джойстика и картридж со сборником из 32 игр.
И наконец, модель Dendy Pro (осень 1993 года) должна была составить достойную конкуренцию лучшим японским 8-разрядным приставкам по качеству изображения, звука, дизайну и возможностям. У этой модели беспроводная связь приставки с телевизором, один из джойстиков связан с приставкой посредством инфракрасных лучей, а другой — кабелем, но зато к нему можно подключить наушники. Цена Dendy Pro остановилась на уровне 70 тыс. руб.
К имеющимся в продаже 15 картриджам с играми добавлены еще 20, в том числе "Robocop 4", "Терминатор", "Batman". Новые игровые приставки поступили в продажу в конце апреля — начале мая 1993 года.
В конце 1993 года у Steepler было уже более 350 дилеров по продукции Dendy по всему СНГ, из них 35 — авторизованные дилеры, обеспечивающие гарантийное и сервисное обслуживание. Объем продаж в сентябре составлял 2000 приставок в день. Число желающих покупать приставки выросло настолько, что фирма Steepler даже столкнулась с превышением спроса над предложением и временно приостановила рекламную кампанию.
Стремительный рост российского рынка игровых приставок легко проследить по динамике оборота фирмы Steepler в области игрового видеобизнеса. Если в январе 1993 года, сразу после начала продаж Dendy, этот оборот составил 90 млн руб., то уже в феврале — 155 млн руб., в марте — более 200 млн. С учетом же оборота четырех региональных дилеров Steepler объем продаж Dendy превысил на сегодня 0,5 млрд руб.
Всего за год «Стиплер» увеличили свой оборот с $20 до $500 тыс. долларов в год, а в 1994-м он составил уже $65 млн.
Насытившись деньгами, компания стала работать на свою репутацию. Это и открытая статистика продаж, и публикации в модных экономических изданиях, и борьба с "пиратами", и последующее желание уйти от нелегальщины.
В начале 1994 года компания требует от своих дилеров эксклюзивной продажи Dendy. Их число снизилось с 74 компаний в декабре до 52 в марте. В это же время продолжаются попытки наладить контакт с Nintendo, но именитая контора намекает, что рынок России ещё не готов и не спешит выходить на арену.
А к середине 1994 года только Steepler продал около миллиона Dendy, а ещё столько же приставок купили от других "китайских" производителей. Ежемесячный оборот компании составлял $5 млн, она вышла на уровень продаж в 100-125 тыс. приставок.
Видео-Асс Dendy
В 1993-м предпринимателям пришла в голову идея о создании собственного журнала-каталога, чтобы повысить узнаваемость бренда «Dendy» у населения и сформировать свой собственный фан-клуб. Примерно также, как Nintendo это удалось сделать с журналом Nintendo Power.
Полный вариант статьи о Видео-Асс Dendy
Помимо журнала фирма Dendy, получившая самостоятельность, была инициатором запуска передач "Денди - Новая реальность" и "Мир Денди".
Стиплер так же причастен к ещё одной передаче. С 1994 года Борис «Бонус» Репетур и Антон "Гамовер" Зайцев вели одну из первых телевизионных программ на российском телевидении, посвященных видеоиграм — «От винта!» (телеканал РТР); с 1997 года программа стала выходить на канале НТВ по выходным в 11:45.
Развал империи
Ещё в середине 1993 года руководство фирмы понимает, что возросший спрос на приставки и картриджи она удовлетворять не в силах. Штат сотрудников уже составлял 400 человек. Вдобавок, основную прибыль компании приносили всё же не приставки, а тот самый «ИТ-консалтинг и решения». "Стиплер" крепко подсаживается на нефтегазовые компании – услуги автоматизации и бизнес-решений на базе компьютеров и, начинающегося зарождаться в России, интернета востребованы как никогда и деньги там крутятся колоссальные.
Возникавшие по мере развития компании Steepler различные направления бизнеса размещались под одной "крышей", и к 1994 году их количество выросло настолько, что стало трудно оперативно управлять деятельностью компании.
Появились проблемы, возникающие у учредителей компании в вопросах продажи того или иного налаженного дела. Например, тайваньский производитель игровой приставки Dendy готов был купить часть акций игрового бизнеса Steepler, однако сначала его надо было выделить в отдельную структуру.
А вот и неофициальные причины: желание Стиплера уйти с рынка пиратских игровых приставок с одной стороны и создание "своего" же конкурента, чтобы хоть как-то оттянуть часть серого рынка игровых приставок, и, вероятный конфликт руководства.
В компании понимают, что в «тасканием коробок» туда-сюда они уже наигрались. Надо строить серьезный бизнес, а продажи товара (пусть и приносящего деньги) – это детский лепет по сравнению с продажей решений. Фирма раздает всем встречным и поперечным права франчайзиатов. Любой может продавать продукцию "Стиплера", если обещает сохранить фирменное название и стилистику Dendy и не продавать конкурирующей продукции - то есть клонов той же Famicom от вездесущих и неуловимых китайских производителей.
Подготовка к структуризации Steepler началась еще летом 1993 года, когда был разделен бюджет фирмы.
С 1 января 1994 года акционерное общество закрытого типа "Стиплер Трейд", которому принадлежит розничная сеть продажи компьютерной техники и программного обеспечения, выделилось в компанию Lamport Co., Ltd. Lamport принимает на себя все обязательства по контрактам, заключенным "под крышей" Steepler, и переоформляет соглашения с иностранными партнерами.
Графический центр уходит под знамя Steepler Graphics Group. Выделилась и Steepler Soft (потом оба отходят Лампорту).
В августе 1994 года нечистый на руку Инкомбанк и Steepler объявили о планах создания совместного бизнеса — компании АОЗТ "Dendy" - таким образом, розничная сеть Dendy получает независимость.
В начале 1994 года было принято решение перенести выпуск приставок и картриджей из Тайваня в Россию. В «Стиплере» по инициативе Андрея Валерьевича Чеглакова было создано производственное направление, которое курировал Андрей Андреев как вице-президент этой компании (с 1994 по 1996 года). Таким решением становится подмосковный (г. Дубна, Московская область) Приборный завод «Тензор» (открытое акционерное общество с 1994 года), переживающий не лучшие времена. В апреле 1995 года Андрей Андреев (один из основателей Steepler) был избран членом Совета директоров. Заводу нечем платить налоги и, на организованном Госкомимуществом России конкурсе, его акции распродаются. Естественно, в начале августа 1995 года контрольный пакет покупает "Стиплер". Сумма инвестиций в завод составила $1510 тыс. Сделка оказалась взаимовыгодной. Завод прошел реструктуризацию, не сократив ни одного рабочего места, и не разделил судьбу сотен других обанкротившихся предприятий.
В течение года (1994 или 1995 не понятно) "Стиплер" строит производственную линию.
Но тут на российский рынок, наконец, обращает внимание Nintendo. Игровой монстр бы и не почесался, мотивирую своё бездействие "не готовностью рынка России", но тут Sega начинает вторжение, а смотреть на успехи своего главного конкурента со стороны было не в привычке большой N. Авторские права её волнуют в самой малой степени – во-первых, восьмибитки уже морально устарели и битва идёт за 16-ти битные приставки, во-вторых, в среде растущей конкуренции с "Сегой" Nintendo спит и видит, как уничтожить конкурента хотя бы в отдельно взятой стране.
Опасаясь судебных исков от Nintendo, которые вполне могли бы возникнуть, руководители "Стиплера" поручают Lamport’у (заметим, что это уже не дочерняя фирма, руководят ей другие люди, но все же всё понимают, да?) начать выпускать свой собственный клон Famicom – приставку Kenga. Сначала консоли возят с Тайваня, а позже начинают собирать в Дубне, но при этом зачем-то врут, что закупают за границей.
Таким образом, у "Стиплера" на руках не оказывается ни одного бизнеса, связанного с консолями. Кенгу продаёт Lamport. Денди продаёт «Денди». Конкуренты – R-style (Bitman) продают свои Bitman’ы (Bit game, Bit system), остальные китайские клоны Ufa, LM-888, Linko (некоторые обладают удивительным для 90-х устройством – антенным предусилителем. Это позволяло в многоквартирых домах ловить «на телевизор» передачу о том, как соседи играют в приставку и породило миф о «вредном излучении»). Всё это завозится в Россию полулегально маленькими партиями и всё это стоит в разы дешевле продукции "Стиплера". Рынок просто переполнен восьмибитками.
Немного цифр. С 12 по 15 октября 1995 года в Сочи прошла конференция дилеров компании Steepler, собравшая около 180 специалистов из всех регионов бывшего СССР. Там были зачинаты следующие цифры: с 1991 по 1994 финансовый год обороты Steepler (в млн. долл.) росли в следующей последовательности: 1, 12, 48, 140.
В 1994 году прибыль фирмы, по словам г-на Зотова, составила около 18 млн. долл. Предполагается, что в текущем году в связи с большими инвестициями в новые проекты она уменьшится до 7 млн. долл. Но при этом оборот вырастет до 160 млн. долл., а численность работников сократится до 600 человек. Если взять прошлогодний оборот Steepler (140 млн. долл.) и разделить на число людей, его обеспечивших (около 800), то окажется, что в минувшем году каждый сотрудник фирмы “cделал” примерно 175 тыс. долл. оборота. Прогноз нынешнего года - около 270 тыс. долл. “на голову” (при 600 работающих). Мало или много? Для сравнения Андрей Зотов заметил, что в средней американской “cофтверной” компании выработка на одного сотрудника составляет около 312 тысяч долл.
16 бит
В середине 1994 года Sega появляется и в России. 16-ти битные консоли продаёт так же и Steepler.
Ситуация с началом массовых продаж приставок Sega в России сложилась запутанная. Традиционный партнер Sega — Nisho Iwai — настаивает на своем статусе эксклюзивного импортера, однако бороться с "серым" импортом не в состоянии. Steepler и Nisho Iwai вели переговоры о сотрудничестве, однако альянса не вышло. Японцы выбрали мастер-дистрибьютором фирму "Форрус", и с ее помощью планировали создать дилерскую сеть. Одна из проблем — китайская сборка оригинальных моделей Sega, которые импортирует Nisho Iwai. Steepler также продает 16-разрядные приставки Sega, получая их от сингапурского дилера, но уже японской сборки, а также Sega-совместимые модели (из Тайваня), которые существенно дешевле оригинальных. В июне Steepler продал 4 тыс. приставок Sega и осенью намерен довести их объем продаж до 10-15 тысяч в месяц.
По состоянию на август 1994 года:
У Steepler 11 дилеров в Москве и 48 — в регионах; Steepler продает Dendy (8-бит) за $30-35, скидка дилерам — 15%; 16-битовые Sega Mega Drive 2 от Steepler (которые, по утверждению компании, настоящие, неподдельные, сделаны в Японии) стоят в розницу $135, скидка дилерам — 25%. Steepler продает, кроме того, тайваньскую подделку MegaDrive 2 за $91. Розничные цены на картриджи (зависят от количества содержащихся на них игр) — $5-20.
У "Форруса" — 25 дилеров, все в Москве; фирма торгует только через дилеров, которые покупают 8-битовые Sega Master System 2 за $56 и продают в розницу по $68-73. Sega Mega Drive 2 обходится дилерам "Форруса" в $119, продается за $135-145. Розничные цены на картриджи у дилеров "Форруса" — $25-100.
Рынок на октябрь 1994 года
Позволю себе процитировать статью из газеты «Коммерсантъ» № 206(674) от 29.10.1994:
Наиболее простые приставки — 8-битные. Это Sega Master System ($57), Dendy Classic (125,4 тыс. руб.), Dendy Unior (84,4 тыс. руб.), Kenga Ken Boy ($27) и другие. Кроме первой модели — оригинальной разработки японской фирмы Sega, все они — тайваньский вариант продукции другой известной японской компании Nintendo (и, соответственно, совместимы между собой). Все приставки примерно одного уровня и технически, и по качеству. Несмотря на то, что 8-битные видеоигры — вчерашний день (они достаточно примитивны и "медленны"), они продолжают пользоваться спросом в силу доступности и изобилия игровых программ на рынке. Наиболее компактной моделью из обнаруженных (джойстик с приставкой в одном корпусе) оказалась модель Kenga Ken Boy.
16-битные приставки уже позволяют вовсю развернуться фантазии. Это прежде всего Sega Mega Drive-II (от 398 тыс. руб. до $135) и Dendy Pro 16-Bit (298 тыс. руб.). Надо отметить, что картриджи с играми от Sega не подходят к приставкам Dendy. Но в Sega Mega Drive можно использовать более простые картриджи от 8-разрядных видеоприставок (но только через специальный переходник - поправлю, речь идёт о Power Base Converter, с помощью которого можно было запускать игры от Sega Master System). Модель Kenga Mega Ken ($102) — аналог Sega Mega Drive (можно использовать картриджи Sega).
Следующий класс приставок вполне в духе времени. Это 16-битные игровые устройства с носителем — компакт-диском. Например, Sega Mega CD ($320) — это мини-проигрыватель компакт-дисков (CD-ROM), который присоединяется к Mega Drive. Преимущество таких приставок в том, что они позволяют не только играть, но и прослушивать обычные музыкальные компакт-диски. Правда, в этом случае довольно оригинально решается проблема управления проигрывателем. Чтобы послушать музыку, надо подключить приставку к аудиосистеме и к телевизору, и джойстиком выводить в меню на экране функции управления. Следующая приставка — Sega Multi Mega (или Genesis CDX — 1664 тыс. руб.) — то же самое, но в одном корпусе. Существенное достоинство этих устройств в том, что они позволяют использовать не только диски, но и обычные картриджи. Установка батареек превращает эту компактную вещицу в дискмен (портативный проигрыватель компакт-дисков). Перед покупкой посмотрите — в каком телевизионном стандарте (Pal или NTSC) работает приставка, чтобы не попасть впросак.
Наиболее мощная приставка, которая сегодня есть в московских магазинах, это 32-битовый Panasonic 3DO-NTSC (2242 тыс. руб.). Эту приставку компактной уже назвать трудно — размером она с обычный видеоплейер. Качество графики, звука и игровые возможности очень высоки. В частности, можно стать участником вполне реалистичного видеофильма, в котором вам придется отбиваться от индейцев, ковбоев и прочей нечисти. А если, к примеру, вывести картинку на телевизор с большим экраном, а звук — на стереосистему, получается впечатляющий эффект присутствия. Еще одна интересная функция — воспроизведение фото-дисков Kodak. Записанные на фото-CD снимки можно выводить на экран последовательно или по выбору.
В другой, не менее интересной новинке, интерактивной приставке Philips CD-I (ожидаемая цена — $1500), предусмотрена возможность обратной связи — вмешательства пользователя в саму игровую программу по ходу игры (//странная фраза, правда?). Кроме игрушек предусмотрены обучающие и информационные программы. Например, "Школа рисования" позволяет детям по своему вкусу раскрашивать картинки на экране. Есть функции просмотра фото-дисков и прослушивания музыки. Существенный недостаток — отсутствие на рынке достаточного количества дисков с интерактивными программами.
Смена курса
Закрыв глаза на вопиющее нарушение её авторских прав, Nintendo идёт на сделку со "Стиплером". Согласно их дилерскому соглашению, "Steepler" (Dendy) обязуется полностью отказаться от продаж продукции Sega, а взамен – получает эксклюзивные права на продажу новой консоли от японцев – Super Nintendo.
Но был и ещё один незначительный пункт в этом соглашении, именно из-за него, по одной из версий, «Стиплер» и накрылся медным тазом. Компания должна была закупать вместе с фирменной приставкой еще и несколько фирменных игровых картриджей, которые стоили от 40 долларов за штуку и значительно повышали цену конечного комплекта. Стоит ли говорить, что заставить потребителя покупать фирменные картриджи, когда пиратские копии стоили 40 рублей, было практически невозможно.
А ведь пиратские картриджи для SNES в середине 90-х были не редкостью - они продавались везде и в больших количествах. Самое удивительно было то, что картриджи были даже с мануалами и в картонных коробках. Правда почему-то у китайцев была страсть именно к японским версиям. То бишь коробки были продолговатые по вертикали. Подделку можно было так же вычислить по левой полиграфии и дохнущим батарейкам. Так что, "оригинальные" картриджи, из-за своей дороговизны, стали в больших количествах накапливаться на складах Dendy. С 1996 по 1998 года пиратки бойко продавались даже оптом, но потом достаточно быстро исчезли, уступив играм PSOne...
Лихие 90-е.
Газеты называли три причины гибели Steepler. С появлением в России более совершенных игровых приставок — японских Sega и Nintendo — продажи простеньких Dendy резко упали. Говорили о судебных процессах и даже о том, что консоли были «неудачно спроектированы», поэтому "Стиплер" замучался оформлять возвраты и ремонты. Эта версия не заслуживает доверия, т.к. бизнес в то время был у Dendy и Lamport, Стиплер занимался своими делами.
В 1995 году снизились цены на нефть, и нефтяники, с которыми у Steepler было много контрактов, разорвали прежние соглашения. В 1996-м обанкротились банки, где Steepler держал деньги: «Мытищинский коммерческий» и «Деловая Россия».
Как вспоминает Андрей Андреев - у компании была собственная служба безопасности. Бандитские группировки так и не взяли под контроль работу компании. В крайних случаях приходилось обращаться к правоохранительным органам, как это было, например, когда похитили его партнера и требовали выкуп $300 тыс. Было все: и перестрелка, и погоня, и засада… Слава богу, что товарища тогда удалось спасти.
Компания не помышляет исчезнуть, об этом говорит и соглашение. 28 сентября 1995 года вице-президент по развитию бизнеса компании "Стиплер" Андрей Зотов и Патрик Дерой (Patrick Deroy), один из директоров европейского центра американской корпорации UB Networks, подписали дистрибуторское соглашение. В соответствии с ним компания "Стиплер" получила статус дистрибьютора UB Networks и будет представлять на рынке России весь спектр сетевого оборудования как самой корпорации, так и ее партнеров: CISCO, LightStream, Networth, ACC.
Так что официальная версия была озвучена лишь в 2004-м году в статье журнала Forbes "Кто подставил слоника Dendy" – бывшим учредителем "Стиплера" Максимом Селивановым.
В 1994 году был объявлен тендер на автоматизацию Госдумы. Сумма контракта оценивалась в $30 млн. Тендер проводился в спешке, и Steepler оказался единственной компанией, которая смогла удовлетворить всем условиям. Конкуренты тут же заподозрили ее в сговоре с депутатами. К тому же вице-спикер, депутат от ЛДПР Александр Венгеровский, почти открыто поддержал Steepler. Как говорит Селиванов, личная охрана Венгеровского состояла из сотрудников стиплеровской службы безопасности.
Селиванов утверждает, что Венгеровский поддерживал Steepler в борьбе не с коммерсантами, а с могущественным Федеральным агентством правительственной связи и информации (ФАПСИ). Многим депутатам не нравилось стремление органа исполнительной власти перехватить заказ на автоматизацию власти законодательной.
«Объем работ был нам понятен, — продолжает Селиванов. — Специалисты у нас работали первоклассные — из того же ФАПСИ, со Старой площади... Мы выступили на совете Думы, показали свои преимущества». Но после выступления на совете к Селиванову, как он сам говорит, подошел один из руководителей ФАПСИ со словами: «Дуй отсюда. Мы тебе еще дадим поработать». Селиванов рассказал о происшедшем Венгеровскому. Тот был непоколебим: «Да мне предлагают премьер-министром стать! Какое ФАПСИ?» Селиванов тогда решил, что сдаваться нет смысла. Только позже он понял, какую ошибку совершил.
Спустя несколько дней одного из ключевых сотрудников компании задавила машина. Несчастные случаи пошли чередой: еще несколько ведущих специалистов попали в больницу с травмами. Кто был организатором всех этих происшествий, до сих пор неизвестно. Сам Селиванов в течение месяца скрывался за границей, а потом, как он сейчас рассказывает, позвонил тогдашнему главе ФАПСИ Александру Старовойтову и сказал: «Все. Мы уходим». Вернувшись в Россию, предприниматель еще год ходил с охраной.
Неприятности между тем не закончились. Компания стала лишаться государственных контрактов по всей стране и в 1996 году в конце концов разорилась. Как говорят учредители Steepler, на гособъекты были разосланы некие официальные телеграммы с требованием расторгнуть контракты с их компанией.
Получить комментарий у сотрудников ФАПСИ, участвовавших в описываемых событиях, не удалось. Старовойтов ушел в отставку еще в 1998 году. В 2003 году Федеральное агентство правительственной связи было упразднено, его функции переданы ФСБ. Пресс-служба последней не смогла предоставить Forbes координаты бывшего начальника ФАПСИ.
В январе 1996-го Селиванов, обидевшись на Венгеровского из-за его бездействия, приказал своим людям прекратить контакты с депутатом и, как сам утверждает, отозвал свою охрану. Примерно через три недели было совершено покушение и на Венгеровского.
О моськах и слонах
«Суть конфликта в том, что ФАПСИ считало нас моськами, а мы мнили себя слонами, — рассказывает один из партнеров Селиванова по Steepler Андрей Чеглаков. — Ситуация, в которую мы попали, тогда казалась зловещей, но сейчас я склонен расценивать ее как следствие нашей неопытности».
После развала Steepler в 1996-м Селиванов основал компанию «Союзинформ». Здесь его тоже поджидали неприятности. Первый крупный контракт на автоматизацию ($20 млн) он подписал с «Нижневартовскнефтегазом», которым руководил Виктор Палий, известный тем, что сопротивлялся приходу в Нижневартовск московского капитала в лице «Альфа-групп». Селиванов произвел первую поставку на сумму около $800 000. Как раз в этот момент разгорелся конфликт между «Альфой» и Палием. По словам Селиванова, «Нижневартовскнефтегаз» прекратил оплачивать контракты. «Союзинформ» свои деньги не получил.
Позже Селиванову удалось получить подряды на информатизацию региональных отделений Минфина. Другое направление деятельности компании — построение инженерных систем объектов, включая охрану, пожарные системы, телефонию.
В «Союзинформе» всего 50 сотрудников. Селиванов называет свою фирму «камерной». Оборот «Союзинформа» — $15 млн в год, почти в 10 раз меньше, чем было в лучшие годы у Steepler. Но Селиванов сознательно сдерживает рост: «Я не считаю, что увеличение оборота — цель, к которой надо стремиться. Компания растет. А мы это уже проходили…» «Иногда мне тяжело в «Союзинформе», — признается основатель Steepler, — компания небольшая, а менталитет у меня остался стиплеровский, глобальный. Но я себя сдерживаю. Планку перелезешь — опять начнется шум-гам».
В сентябре 2007 года компания вошла в состав группы «Армада».
В любом случае, история Dendy в России на этом практически закончилась – да, были продажи и после "Стиплера", а завод "Тензор", вроде до сих пор выпускает аппаратные клоны Famicom, но эпоха восьмибиток как массового увлечения ушла вместе со "Стиплером".
Народ довольно быстро перешёл на дешевую китайскую Sega Megadrive II (SNES из-за своей дороговизны особенного распространения у нас не получила – второй массовой приставкой стала именно "Сега") , а затем и на появившееся трёхмерное чудо – PlayStation...
Известные люди
Со Steepler в своё время связалось столько известных людей, что даже удивительно, как мало об истории этой компании можно найти в интернете.
Судите сами – Владислав Улендеев возглавлял холдинг eHouse, владеющий Рамблером, damochka.ru и Озон.ру (сейчас работает в X5 Retail Group, владеющими интернет-магазинами Bolero и 003.ру, сетью продуктовых магазинов «Пятерочка», «Карусель», «Перекрёсток»).
Рустем Ахияров - президент Интернет-холдинга eHouse.
Слонёнка и логотип нарисовал известный аниматор и режиссёр (ныне преподаватель во ВГИКе) Иван Максимов.
Фотоблоггер в Живом Журнале – Рустем Адагамов рисовал для Dendy дизайн коробки.
Аскар Туганбаев (ныне директор в СТС-Медиа, в своё время вел программу «Времечко» на НТВ) – занимался переводами инструкций на русский язык.
Главный по внедрению проекта Dendy в России, Виктор Савюк, сейчас возглавляет холдинг Акадо (интернет, телефония, кабельное и спутниковое телевидение), а Максим Кононенко (mr.parker, создатель «Владимир Владимирович.ру») работал в «Стиплере» программистом.
Любимый нами Сергей Супонев, а так же Антон Зайцев, Борис Репетур, Семён Фурман когда-то делали по заказу Стиплера программы про игры.
Интересные факты
Название фирмы горело неоном над Садовым кольцом неподалеку от здания МИДа.
Пират борется с пиратством. Цитата из Газеты «Коммерсантъ» № 222(690) от 23.11.1994: Московская компания Steepler обнаружила на российском рынке пиратскую копию картриджа для игровой видеоприставки Dendy. Его нелицензированным производителем оказалось московское НПО СПЭЛС. Теперь пираты должны возместить ущерб: вчера состоялось первое судебное слушание по иску Steepler.
Один из основателей Steepler — Андрей Чеглаков — в буквальном смысле слова делает деньги. Он занимает должность заместитель генерального директора государственного объединения «Гознак» по науке и развитию. А ещё у него 24,1% акций «Тензора»
Ссылки
Добрый день :) Добавьте пожалуйста информацию, что статья взята отсюда. http://tv-games.ru/wiki/Companies/Steepler.html
Да, в ней очень много ошибок, я работаю над их исправлением. В любом случае, историю следует сильно порезать, особенно про то, что "ребята были на бабле" и всё в том же духе. Меня дезинформировали.
Спасибо за сайт ;)
Самое важное -
Самое важное - Стиплер имеет косвенное отношение к приставкам. В самой компании этого направления стеснялись. Рулил всем Виктор Савюк, ему надо сказать спасибо за наше счастливое детство. Его команда во второй половине 1993 года выделилась в отдельную компанию Денди, так что и журнал и передача и всё остальное - личная заслуга его и его команды. И не надо на 100% верить газете Коммерсантъ. Часть статей были проплачены и не соответствуют действительности.
Ответ
Спасибо за интересную информацию!